питомник акита-ину
<<Главная  

Острова японской собаки - акита ину

Давайте теперь поговорим о характере акиты более подробно. Для большинства континентальных жителей Япония продолжает оставаться terra incognita. Несмотря на то, что практически все европейцы и американцы знают суши и сакэ, фильмы Такеши Китано, каратэ и ниндзя, слышали о гейшах, самураях, кимоно, сумо и чайной церемонии, лишь некоторые знают театр кабуки, Басё и отличие между хокку и танка или харакири и сеппуку, хотя дзэн-буддизм и стал популярен в среде ищущих свой путь. Но этот набор штампов не способен передать всю полноту жизни японца, также как пельмени, матрёшка и борщ не могут дать представление о русских.

В первую очередь отметим, что менталитет островных жителей сформирован столетиями проживания в относительной изоляции по географическим причинам, фактически множество людей сосуществовали в очень тесном социуме (его можно сравнить с «зоной» или подлодкой) без регулярного культурного обмена с другими народами и странами. Многие бежали в Японию с континента, будучи не в ладах с законом или разочаровавшись в прежней жизни. Среди переселенцев были свои лидеры, а их предыдущие социальные отношения обусловили незамысловатые способы выяснения отношений с позиции силы и ограждение своего способа правления любыми методами, а также весьма низкую ценность человеческой жизни. Всякий стоявщий на иерархической лестнице ниже сюзерена, зная его вспыльчивый и неуравновешенный характер, должен был жить с единственной мыслью — не раздражать начальника никакими эмоциями, дабы несвоевременной радостью не вызвать гнев. Поколение за поколением в менталитете японцев формировался эмоциональный зажим (кульминацией стало течение «эмо» последних лет), который отражался в культуре и искусстве и перенимался теми, кто был в самом тесном контакте с людьми — собаками. Именно поэтому акита может показаться безэмоциональной собакой (правда, далеко не всегда, о чем мы скажем позднее). Одно из следствий эмоционального зажима — самодостаточность, что прекрасно демонстрируют акиты.

В то же время не стоит забывать, что какой бы тяжелой ни была жизнь островитян, это была их размеренная и строго охраняемая жизнь на своей территории, что привело к формированию уникального японского этноса. Остановимся подробнее на некоторых особенностях культуры, нашедших отражение в характере акит.

«СВОЙ»и «ЧУЖОЙ» в жизни акиты

По отношению к чужому, пришельцу акита может вести себя так, как никогда не поступает с членами своей семьи, в кругу которых проживает. За границами территории проживания акита с легкостью сделает такое, чего ни за что не позволит себе «дома». Это связано с четким разграничением учи (внутреннее, своё) и сото (внешнее, чужое), свойственном любому японцу. Чтобы пользоваться уважением и любовью акиты, иметь статус достойного в её глазах, вы должны быть учи, своим по целому ряду признаков. В противном случае вам не на что особенно рассчитывать: ведь вы чужак, сото, а потому можете заслуживать лишь снисходительного пренебрежения. Вас или не замечают, или позволяют находиться рядом. В подавляющем большинстве случаев не член вашей семьи для акита — сото.

Учи и сото — способ самосохранения, как и для любого японца. Невозможно одинаково относиться ко всем, демонстрация эмоций перед сото может быть опасна, в то время как учи — единственная возможность реализовать свою любовь.

Чистота расы

Обособленное расположение островного государства предполагает расовую однородность, что японцы считают огромным плюсом. Поэтому чистота «японского» разведения акит, признанной национальной породой — предмет особой гордости заводчиков. К слову, наиболее «духовитые» собаки именно из Японии. Континентальные питомцы за 2-3 поколения становятся более эмоционально раскрепощенными и привычными для нас, что ни в коей мере не умаляет их достоинств.

Самурайская «духовитость» - одна из особенностей породы. Хотя большинство японцев среднего возраста стараются внешне не выделяться, в душе они преисполнены чувством собственного достоинства, а умение не демонстрировать собственные переживания делает неочевидным их мыслительный процесс. В результате возник миф о самурайской хитрости. Однако хитрость подразумевает злой умысел, которого нет ни у самураев, ни у акит.

Гармония с природой

Сделаем легкое лирическое отступление и поговорим о том, что составляет основу японской духовности и морально-этических норм. Несмотря на современную многоконфессиональность, основной религией Японии остается синтоизм, являющийся специфической островной трансформацией даосизма. Строго говоря, в европейском, западном понимании это верование — не религия, а совокупность духовных, моральных и этических норм, сама жизнь, весь окружающий мир и вся божественность этого сакрального мира. Это явление японской духовной культуры передавалось из поколения в поколение как естественный образ жизни. В понимании японца это единственный гармоничный порядок всего сущего, природный путь, существующий с незапамятных времен, которому должен следовать каждый, рожденный в этой стране. Согласно синто (путь богов) человек не сотворен по образу, а потомок, дитя Бога, который принимает все божественное. Поэтому во всех проявлениях природы японцы находят радость и подчиняют ей свой ритм жизни. Они любят приурочивать семейные торжества к знаменательным явлениям: цветению сакуры или осеннему полнолунию; любят видеть на праздничном столе напоминание о времени года: ростки бамбука весной или грибы осенью. Цель японского садовника — воссоздать полноту природы в миниатюре (миниатюризация связана с недостатком территории островов), ремесленник стремится показать фактуру материала, повар — сохранить вкус и вид продукта. В процессе создания или совершенствования невозможно зафиксироваться на вершине, в точке покоя иначе, как на мгновение, которое тут же тонет в потоке перемен. Совершенствование прекраснее, чем совершенство; завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершенность. Поэтому больше всего способно поведать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца.

Собаки всегда были и останутся одними из главных помощников человека аккумулируя в своем характере предъявляемые к ним требования, безусловную любовь по отношению к хозяину и являясь его отражением. Многообразие пород передает те или иные ожидания человека, будь то декоративные, служебные или охотничьи. Однако стесненность островной жизни привела к необходимости совместить в одной породе максимальное количество желаемых качеств. Таким образом появилась акита ину, большая собака Японии. Но являясь постоянно изменяющимся творением природы, акита следует за дыханием жизни. Японским заводчикам удается в рамках стандарта экстерьера подчеркивать те или иные необходимые в данное время качества, поэтому тип акиты может быть настолько разным.

Объединяет все типы акиты одна общая черта — гармоничное творение природы необходимо постигать не только логикой, но и интуицией. Акиты относятся к группе примитивных собак. Примитивность понимается не как простота, а как невмешательство человека в психику животного, что приводит к необходимости использования интуиции в общении с акитой.

Врезка Кстати, изначальной религией японцев был буддизм, с осторожностью воспринимавший новые религиозные течения и верования. Если синтоизм наделил японцев чуткостью к природной красоте, то буддизм окрасил своей философией японское искусство, укрепил в народе врожденную стойкость к превратностям судьбы. Смысл учения Будды настолько глубок, что его нельзя выразить словами. Его можно постигнуть не разумом, а интуицией; не через изучение священных текстов , а через некое озарение. Конфуцианство же привнесло идею о том, что основа морали — это верность, понимаемая как долг признательности старшим и вышестоящим, за индивидом предполагалось право решать, определять и быть преданным той идее и тому патрону, которые им самим избраны. Правда, выбор делался обычно лишь раз — за этим вступала в силу практика верности до гроба и готовности умереть за идею или господина. Конец врезки

Красота

Четыре понятия служат для определения сущности прекрасного:

САБИ — естественная красота, рожденная временем, его печать. Буквально означает «ржавчина». Чем явственнее приметы времени, тем драгоценнее вещь. Японцы видят особое очарование в следах возраста. Они заваривают чай в чайнике из неглазурованной глины, чьи стенки впитывают эфирные масла. С каждой новой заваркой чайник становится дороже.

ВАБИ — это отсутствие нарочитого, красота простоты. С этим понятием связана практичность, функциональность и утилитарная красота предметов.

Со временем эти два понятия стали употребляться вместе как одно понятие, превратившись в обиходное слово

СИБУЙ. Это то, что японец с хорошим вкусом назовет красивым. Сибуй — это красота, заключенная в материале при его минимальной обработке и практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.

ЮГЭН — недосказанность, красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Югэн воплощает мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности.

Радоваться или грустить по поводу перемен , которые несет с собой время , присуще многим. Но японцы смогли увидеть в недолговечности источник красоты. Не случайно своим национальным цветком они избрали именно сакуру. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть еще совсем свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой.

Соответствует ли этим канонам акита — решать вам, японцы знают ответ на этот вопрос.


Установление контакта

Согласно японскому этикету установление контакта базируется на трех китах: искренность, совместимость и доверительность. Искренность означает, что вы можете пойти на компромисс ради взаимного благополучия, хотите понять собеседника и желаете хороших личных взаимоотношений. Совместимость: вы заботитесь о репутации, поведении , дисциплине. Доверительность: вы гарантируете, что вы доверяете.

Акита любит спокойных и искренних хозяев, обладающих недемонстративным чувством собственного достоинства. Сила должна быть у вас внутри, она должна чувствоваться собакой интуитивно. Заносчивость и грубость как попытка продесонстрировать свое превосходство приводит к снижению уровня авторитета или даже его полной потере. Вновь завоевать авторитет у акиты очень трудно, если не невозможно. Однако попустительствовать собаке, которая будет постоянно совершать попытки стать альфа-кобелем (или сукой), тоже нельзя. Поэтому крайне важно пройти в момент становления характера акиты по лезвию бритвы, удержав баланс. С этих позиций воспитание акиты, которое начинается в момент первой встречи,- процесс непростой.

Одной из добродетелей в Японии считается умение промолчать там, где европеец обязательно бы высказался. Голос акиты очень часто хозяева узнает через несколько месяцев жизни вместе. Взамен пустолая собака издает красивые напевные звуки, когда хочет обратить внимание на себя или ситуацию вокруг.

Александр Лаврёнов.

Москва 2010 год.

 
I Главная I История Акиты I Наши собаки I Вязки I Щенки I Фотогалерея I Ссылки I Новости I
©"Lavr de Dis" 2005 Webmaster